четверг, 20 марта 2014 г.

Gita ban in Tomsk (where "Krishna fanatic" killed Russian church priest in 2000)

http://ru.wikipedia.org/wiki/Убийство_православного_священника_в_Эвенкии

Убийство православного священника в Эвенкии

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Убийство иеромонаха Григория (Яковлева) произошло 21 марта 2000 года в пос. Тура Эвенкийского автономного округа Красноярского края. Преступник — 27-летний Руслан Любецкий — убил священника самодельным шилом, отрезал ему голову перочинным ножом и поместил её на церковный алтарь. Задержанный по горячим следам преступник назвал себя «воином Кришны» и заявил, что убийство он совершил по внушению некоего голоса, который он принял за «голос Кришны». Суд признал Любецкого невменяемым и определил его на принудительное лечение. Следствие установило, что преступник не имел никакого отношения к вере кришнаитов и совершил преступление на почве сумасшествия. Несмотря на это, в православных источниках и некоторых публикациях СМИ, Любецкого представляют как «кришнаита, совершившегоритуальное убийство православного священника». В марте 2010 года в СМИ появились сообщения о том, что вышедшего к тому времени из психбольницы Любецкого задрал таёжный медведь-шатун.

Убийца

Убийца священника — Руслан Владимирович Любецкий — родился в 1973 году.[1] Согласно одним источникам, родом он был из города Болотное Новосибирской области,[2] согласно другим — из Томской области. Любецкий рос необщительным и замкнутым ребёнком.[3] Ещё в детстве у него проснулся интерес к духовным темам.[3][4] В ранней юности он прочёл шиваитский текст, в котором рассказывалось о йогических имедитационных практиках, с помощью которых человек якобы мог обрести «мистические способности».[3][1][4] Под впечатлением от прочитанного, Любецкий с воодушевлением начал поклонялся Шиве, отыскивая для своей духовной практики уединённые места.[3] Любецкий утверждал, что очень скоро к нему пришла способность «выходить из физического тела» и впадать в состояние транса, и что Шива лично явился ему, «познакомив» его с другим божеством индуистского пантеона — Кришной.[3] Параллельно с практикой шиваизма, Любецкий поклонялся Иисусу Христу, который, по его словам, также являлся ему.[3][1]
В 1992 году Любецкого призвали в армию и отправили для прохождения службы в расположение войск связи в Новосибирской области.[1][3] В воинской части царила дедовщина, из-за которой Любецкийдезертировал, прослужив всего три месяца.[1][3] После дезертирства он странствовал по тайге, «где ему никто не мешал поклоняться богу Шиве».[4] Там он однажды встретил человека, который подарил ему «Бхагавад-гиту» и рассказал ему о Кришне.[3][1]
В первый год после дезертирства Любецкий несколько раз посещал родительский дом, где «выслушивал нравоучения отца», пытавшегося уговорить сына сдаться в милицию.[3][4] Уговоры не подействовали и в 1993 году Любецкий окончательно ушёл в тайгу, где жил в одиночестве в течение последующих 5 лет, промышляя охотой.[3][1] Любецкий общался с охотниками, иногда выходил к селениям. Впоследствии он утверждал, что в районе Васюганских болот ему повстречались некие «воины Кришны», с которыми он провёл какое-то время.[3][2]
Покинув ряды таёжной «армии Кришны», Любецкий нанёс визит в областные центры — Томск и Новосибирск.[3] Там он попытался наладить контакты с общинами Международного общества сознания Кришны.[3]Томские кришнаиты, заметив неадекватное поведение Любецкого, подарили ему кассеты с лекциями Бхактиведанты Свами Прабхупады и попросили «больше к ним не приходить».[3] Подобным же образом поступили новосибирские кришнаиты: они вручили Любецкому чётки для повторения мантр и отказались принять его в свою общину.[3]

Жертва убийства

Жертва преступления, иеромонах Григорий (в миру Геннадий Михайлович Яковлев), родился 3 октября 1949 года в городе Бодайбо Иркутской области.[3][5] По данным СМИ, он был двоюродным племянником известного советского государственного и партийного деятеля, члена Политбюро ЦК КПСС Михаила Суслова.[4][6][7] По воспоминаниям духовника отца Григория, протоиерея Геннадия Фаста, он был «очень ревностным христианином» и отличался «несколько резким и категоричным характером».[3] В юности будущий священник был «ярым коммунистом и атеистом», состоял в КПСС, но потом изменил свои взгляды и подался в религию.[8] В 1968 году он окончил Ангарский политехникум.[5] В 1969—1972 годах служил в Военно-морском флоте, затем учился в Одесском государственном университете, который окончил в 1978 году.[5][4] В том же году стал прихожанином православного храма Барнаула и принял крещение.[5][4] В начале 1980-х годов служил алтарником в храме города Анжеро-Судженска, затем нёс послушание в Покровском соборе города Тобольска и служил в качестве псаломщика в Успенском соборе города Енисейска.[5][4] 12 декабря 1986 года принял сан диакона, 13 декабря того же года — сан иерея.[5] В 1987 году стал настоятелем сельского Свято-Никольского храма в Иркутской области.[4] В январе 1995 года начал служить в Спасо-Преображенском монастыре Енисейской епархии, где в марте того же года был пострижен в монахи.[4][5] В ноябре 1997 года стал настоятелем Свято-Троицкого храма в пос. Тура.[5][4][8]

Обстоятельства убийства

В ноябре 1998 года Руслан Любецкий появился в пос. Тура, где поселился в частной гостинице под именем «Романа Гаврилова».[3][1] Местные жители посчитали «Романа» «человеком странным, даже помешанным».[9] Вскоре Любецкий познакомился с настоятелем местного православного храма иеромонахом Григорием, который приютил его у себя дома,[10] помог ему пищей и деньгами.[3][4] В Туре Любецкий занимался охотой и рыболовством, а также проводил время в богословских спорах с отцом Григорием и с местными баптистами.[1] Григорий активно проповедовал «язычнику», желая обратить его в православие.[3]Эти беседы, однако, не привели Любецкого в лоно РПЦ, а, наоборот, вызывали у него раздражение.[3] Любецкий пришёл к выводу, что отец Григорий, постоянно напоминая людям об их грехах, тем самым способствует их духовной деградации.[3] Будущему убийце также показалось, что священник оскорбляет Иисуса Христа, который, по его глубокому убеждению, был «сыном Кришны».[3] Любецкий утверждал, что накануне убийства он пережил состояние транса, в котором ему открылось, как и чем надлежало убить иеромонаха.[3] В других источниках говорится, что Любецкий рассказывал, как к убийству священника его побуждал голос, который он слышал во сне и принимал за «голос бога Кришны».[9] По свидетельству очевидцев, за два дня до совершения преступления Любецкий открыто говорил о своём намерении убить отца Григория за его «неправедность».[1]
21 марта около 3 часов ночи Любецкий, вооружившись самодельным шилом, сделанным из сварочного электрода, подошёл к дому отца Григория.[11][3] Узнав Любецкого по голосу, священник открыл ему дверь.[3]Убийца нанёс своей жертве более десяти ударов в область сердца и в шею.[10][3][9] По данным начальник УВД Эвенкийского автономного округа полковника Ивана Панова, преступник затем отрезал голову священника карманным ножом, который при этом сломался, отнёс её в примыкавшую к дому иеромонаха церковь, обошёл вокруг алтаря, оставив на полу след в виде кровавого кольца, и бросил её на алтарь.[11]После этого Любецкий отправился в баню, где сжёг окровавленную одежду, принял омовение и как ни в чём не бывало пошёл спать.[3] Он был задержан в тот же день и сразу же сознался в содеянном.[10]
Следователям Любецкий представлялся под именами «Романа Кришнина» и «Романа Харевича Кришница».[2][10] В связи с этим полковник Панов сообщил журналистам, что «Роман», возможно, взял фамилию «Кришниц» в честь индуистского бога Кришны, которого почитают кришнаиты.[10] В то же самое время Панов счёл маловероятным, что убийца был кришнаитом.[10] Начальник УВД отметил, что знаком с кришнаитским вероучением и что кришнаиты не проповедуют насилие.[10]

Расследование и суд

Официальное расследование

Для расследования дела была создана специальная комиссия, в которую вошли сотрудники УВД и прокуратуры, психиатры и представители Енисейской епархии.[9] Из-за появившихся в СМИ сообщений о кришнаитском вероисповедании Любецкого и о ритуальном характере убийства, следователи попросили журналистов не делать «скоропалительных выводов» о религиозной принадлежности убийцы.[3]
Любецкий трижды подвергался психиатрическому освидетельствованию.[9] Комиссия пришла к выводу, что он не имел никакого отношения к вере кришнаитов и совершил убийство из-за тяжелого психического заболевания.[9] По информации следователя Петра Плохова, сам убийца также отрицал свою связь с Обществом сознания Кришны.[3] На допросе Любецкий заявил, что принадлежит к дислоцированной в тайге «законспирированной организации воинов Кришны».[4] Однако следствие пришло к выводу, что эта таёжная «армия Кришны» существовала только в голове умалишённого убийцы.[4]
Следствию удалось разыскать отца Руслана — Владимира Любецкого.[2] Прибыв на место убийства, Любецкий-старший отметил, что не в состоянии поверить, что такое мог совершить его сын.[2] Корреспонденту «Независимой газеты» Владимир Любецкий заявил, что и он сам, и его сын всегда были атеистами.[2]
Поскольку Любецкий оказался дезертиром, в мае 2000 года его дело было передано для дальнейшего расследования в военную прокуратуру Красноярского гарнизона.[4]

Расследование представителей Общества сознания Кришны

22 марта 2000 года, на следующий день после убийства, московские представители Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) создали специальную комиссию, члены которой отправились в Красноярскдля выяснения степени принадлежности Любецкого к кришнаитам.[1] 23-24 марта кришнаиты встретились с представителями гражданских властей и следственных органов, провели беседы с местными жителями и священнослужителями РПЦ, организовали пресс-конференцию.[2] В отчёте об этой поездке утверждалось, что убийца «не имел никакого отношения ни к религии вообще, ни к индуизму в частности».[2]
7 апреля комиссия огласила своё заключение, которое впоследствии было направлено в следственные органы УВД Туры.[1] В заключении утверждалось, что преступник никогда не был членом кришнаитских общин и никогда не общался с духовными наставниками кришнаитов.[1][3] Его образ жизни явно не соответствовал нормам, принятым среди последователей Общества сознания Кришны.[1] На момент задержания он не имел при себе никаких предметов кришнаитского культа, а при обыске у него не было обнаружено кришнаитской литературы.[1] В заключении также утверждалось, что действия Любецкого были «похожи на действия маньяка-одиночки».[3]

Суд

Суд над Любецким провела в Красноярске выездная коллегия Западно-Сибирского военного окружного суда.[9] 25 января 2001 года был оглашён приговор, согласно которому Любецкий был признан невменяемым и определён на принудительное лечение в психбольницу.[9]

Реакция

Средства массовой информации

Газета «Московский комсомолец» назвала убийство одним из «самых „громких“ преступлений» в отношении священнослужителей, наряду с убийством Александра Меня и «кровавой резнёй» в монастыре «Оптина пустынь», где в 1993 году на Пасху сатанист убил трёх монахов.[4] Издание также отметило, что это «изуверское убийство … потрясло буквально всю страну».[12]
В августе 2013 года информационное агентство «Русский Запад» отметило, что даже мотивы преступления остались тайной и убийства священников становятся всё более жестокими.[12]

Русская православная церковь

Патриарх Алексий II

24 марта 2000 года патриарх Алексий II отправил на имя архиепископа красноярского и енисейского Антония телеграмму соболезнования, в которой назвал убийство злодеянием, «направленным против Святой Церкви».[13] Патриарх сообщил, что молится за злодейски убитого клирика РПЦ «дабы Господь упокоил душу его в селениях небесных и сотворил ему вечную память» и отметил, что убитый при жизни «всецело посвятил себя служению Богу и людям».[13]

Священный Синод

20 апреля 2000 года Священный Синод РПЦ выступил с заявлением по поводу гибели иеромонаха Григория.[14] В заявлении утверждалось, что это убийство «глубоко потрясло» последователей РПЦ и граждан России и что «убийца вкладывал в содеянное определенный религиозный смысл».[14] Иерархи РПЦ охарактеризовали это событие как «еще одно проявление глубокого духовного кризиса», переживаемого российским обществом, и высказали мнение, что в России происходит «разгул преступности, утрата ценностных и нравственных ориентиров, пропаганда насилия и вседозволенности».[14] По убеждению Синода, в этой благоприятной среде в России появились различные «сатанинские и оккультные секты, отрицающие ценность человеческой жизни и открыто демонстрирующие ненависть к христианству».[14] Члены Синода заявили, что эти деструктивные культы «представляют собой чрезвычайную опасность для общества» и что «дальнейшее попустительство и невнимание к преступным плодам их деятельности чревато новыми, ещё более трагическими последствиями».[14] В заявлении также отмечалось, что скорбя о «трагической кончине» иеромонаха, РПЦ помнит о том, что «кровью мучеников утверждается Православие».[14]

Красноярская епархия

23 марта 2000 года Красноярская епархия выступила с заявлением, в котором назвала убийство «следствием широкой рекламы в средствах массовой информации всякого рода псевдорелигиозности, возврата к диким языческим культам сатанизма и культивации идеи многобожия нового образца».[15]

Общество сознания Кришны

Сообщения в прессе о том, что кришнаит совершил убийство священника, встревожило представителей российского Общества сознания Кришны.[10] Опасаясь возможных враждебных действий против кришнаитов, глава Центра обществ сознания Кришны в России Сергей Зуев выступил с заявлением, в котором сообщил, что преступник никогда не был связан с Обществом сознания Кришны. [10] Зуев особо подчеркнул, что учение кришнаитов исключает «любое насилие не только по отношению к людям, но даже к животным».[10][16]

Память

В память об убитом священнике в пос. Тура была построена новая церковь, средства на строительство которой выделили местные предприниматели и администрация Эвенкийского автономного округа.[9]
В 2002 году в память об отце Григории в Красноярске вышла книга «Зигзаг молнии в ненастный день»,[17] описывающая «жизнь и мученическую кончину отца Григория».[18] Книга была подготовлена духовником Григория — протоиереем Геннадием Фастом — и творческой группой православного издательства «Енисейский благовест».[18] В сборник вошли очерки самого Геннадия Фаста, писателя Анатолия Зябрева, журналиста Андрея Павлова, а также воспоминания других людей, знавших иеромонаха.[18] Книгу удалось опубликовать благодаря поддержке губернатора Эвенкийского автономного округа Бориса Золотарёва и ряда других красноярских и эвенкийских чиновников.[18]

См. также

Примечания

Литература

На русском языке
На английском языке























Комментариев нет:

Отправить комментарий